с 11.02 по 20.02 Выставка «Исторического костюма XIX в»

В период с 11.02  по 20.02.11г. в Досуговоц центре «КОЛИБРИ» пройдет выставка посвященная

«Историческу костюму  XIX в»

Сопровождающии исторические  заметки о костюмах. Выставка передаёт наглядно все изменения  стилей в промежуток  времени 19 века

Каждая мода так или иначе является зеркалом своего времени, отражая общественно-политическую жизнь общества, уровень и характер развития производитель­ных сил, наиболее яркие события эпохи, важнейшие культурные и научные достижения, привычки и психо­логию современного человека, его представления об эс­тетическом идеале. Формы костюма всегда развивают­ся параллельно с развитием общего стиля в искусстве и архитектуре определенной исторической эпохи, пережи- ‘ вая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, рас­цвет и угасание, причем с момента «умирания» старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается про­цесс формирования новой.

В буржуазном обществе, особенно в XIX в.. женщина стала своеобразной витриной финансовых и социальных успехов своего мужа. Мода менялось очень часто в интересах развития промышленности, один стиль сменял другой: «ампир» эпохи Наполеона I уступил место «романтизму» эпохи Реставрации, затем ему на смену пришли «бидермайер» и «историзм», затем — «второе рококо» эпохи Наполеона III, «эклектика», и завершился век формированием стиля «модерн».

События предшествующии началу 19 века.

Великая французская революция (1789—1794 гг.) явилась символом пришествия новой, капиталистической, эпохи, победы демократических ценностей буржуазного общества над феодальными. Соответственно изменилась и мода: в прошлом остались излишества в костюме — пудреные парики, расшитые золотом аби, дамские платья с панье, парча, высокие каблуки и туфли с пряжками.

В эпоху Директории (1795—1799 гг.) появились «жертвы моды», в костюме которых до предела были утрированы все модные черты, — это были потомки казненных Конвентом, которых называли «невероятные» и «чудесные» (среди таких «чудесных» были мадам Тальен, мадам Рекамье, мадам Богарнэ — Бонапарт, будущая императрица Франции).

В Англии появились первые денди (денди — изысканно одетый человек, щеголь, франт), которые сделали свой костюм предметом особых забот — индивидуальность и достоинство человека утверждались ими в сдержанной цветовой гамме (до сих пор сочетание черного, серого, коричневого и белого считается классикой в мужской одежде), в изысканном покрое, безукоризненной посадке одежды на фигуре и отточенных деталях.

Именно денди ввели в моду белоснежные рубашки, галстуки и жилеты, которые они меняли несколько раз в день. Впервые незнатный и небогатый человек стал объектом для подражания (например, знаменитому лондонскому денди Джорджу Браммеллу подражал Принц Уэльский, будущий король Георг IV). В женском костюме побеждает античная мода. В начале революции, в 1790 г. появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета карако, напоминающего мужской фрак. Эти костюмы, сшитые часто из мужских шерстяных тканей, шил мужской портной, и они назывались «портновскими». Впоследствии именно такие костюмы станут одним из символов женской эмансипации.

Женщины носили мужские шляпы, трехцветные розетки и ленты в поддержку революции, но реальное положение женщины в обществе революция не изменила (лозунг «Свобода, равенство, братство» относился только к мужчинам). Эти заимствования из мужской одежды на время, до конца XIX в., уступили место другим стилям и образам. В эпоху и в канун революции античность представлялась образцом идеального общества, а античные герои — примерами для подражания.

Античные образы можно было увидеть не только на полотнах знаменитых художников (например, Ж. -Л. Давида), но и в оформлении революционных праздников и процессий. В эпоху Директории увлечение античностью оказывает непосредственное влияние на женскую моду — модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких платьях-рубашках и сандалиях.

В этом тоже было своеобразное завоевание революции — женщины получили равные права в следовании новой моде, в прошлое ушли все сословные ограничения в костюме. С этого времени женская мода меняется чаще, чем мужская (до этого мужской костюм развивался более динамично, все новинки появлялись, в первую очередь, в мужской одежде, так как мужчина был активным членом общества). Наиболее часто меняются отделки и детали, используются элементы стилей прошлого и костюма Востока, форма платья остается достаточно стабильной. После небольшого периода забвения возвращаются корсеты и каркасы юбок .

         На моду все больше влияния оказывает промышленность, без которой невозможно было бы представить массовую моду капиталистического общества. В XIX в. формируется массовый потребитель на основе средней и мелкой буржуазии. Развитие буржуазной моды было тесно связано с развитием производства. Влияние Англии на европейскую моду в немалой степени было обусловлено тем, что именно Англия стала центром технической революции, начавшейся в 60-е гг. XVIII в.

Технический переворот произошел в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, мюль-машина, механический и автоматический ткацкие станки. Это позволило существенно повысить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей. С 1785 по 1850 г. производство тканей в Англии выросло в 50,6 раз, а их цена снизилась в 5,5 раз.

В 1784 г. Джеймс Уатт изобрел паровую машину, которая могла приводить в действие текстильные машины с постоянной скоростью. В Англии появилась машинная фабрика, пришедшая на смену мануфактуре, основанной на ручном труде, и затем распространилась повсеместно. Во Франции Ж.-М.Жаккар в 1801 — 1808 гг. разработал устройство для получения тканей с крупным узором (жаккардовые ткани), усовершенствовал прядильный и ткацкий станки.

В 1830-х гг. широко распространяется многокрасочная печатная машина «перротина», благодаря применению которой удешевилось производство высококачественных хлопчатобумажных тканей. Появился станок с круговым вращением для производства тюля и кружев. В 1840-е гг. появляются искусственные красители. Все это позволило значительно снизить цены на ткани и отделки, и модные товары перестали быть предметами роскоши, стали доступны массовому потребителю.

Правда, все это великолепие разнообразных модных товаров создавалось тяжелым трудом рабочих, прежде всего женщин и детей, которые работали в основном в модной индустрии. Например, в 1788 г. в Англии в ткацких мастерских работало 26 тыс. мужчин, 31 тыс. женщин и 35 тыс. детей, значительная часть которых была моложе десяти лет. В вышивальных и кружевных мастерских также работали в основном дети от двух лет (средний возраст — шесть лет). В модных мастерских рабочий день доходил до 18 ч, в мастерских при модных магазинах — до 22 ч во время модного сезона (в 1840-е гг. в Англии). Портные часто работали в маленьких помещениях без света и свежего воздуха, поэтому самым распространенным среди них профессиональным заболеванием был туберкулез. Нужно добавить, что в XIX в. еще сохранялась традиция, когда портные шили, сидя на столе, а модистки — сидя на стуле.

Как и все предыдущие эпохи, XVIII в. оставил свой неизгладимый след в истории костюма. Безусловно, каж­дая страна имела индивидуальный путь развития, опре­деленный различием исторических условий и нацио­нальным своеобразием. Однако в XVIII в. уже создается представление о единстве человеческой культуры, свя­занное с расширением круга образованных людей, появ­лением национальной интеллигенции, определившее бо­лее тесные культурные связи между странами.

Коментарии к платьям:

Серебристое платье: Платья из плотного шёлка в сочетании с прозрачными рукавами. Покрой платья выдержен в стиле ампир. Пропорции платья находяться в соотношении 1:7 – (высокая линяя талии разделяет фигуру на 2 части).

         Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир (от французского «империя»). Он выражал эстетические вкусы крупной буржуазии и прославлял военные победы Наполеона. Так же как классицизм XVIII в., стиль ампир вдохновлялся античными образами. Силуэт костюма ампир стремится к цилиндрическим очертаниям высокой и стройной колонны. Плотные блестящие ткани украшают однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой. Композиция костюма статична, декоративное решение преобладает над конструктивным.

Чёрное платье: Платья в античных традициях, с дубдирующим чехлом из прозрачного чёрного шёлка.

         В женской одежде подражание греческим образцам обнаруживается прежде всего в платьях с высокой талией, без корсета, отделки, украшений, из свободно струящихся прозрачных муслиновых тканей или батиста, которое надевалось на трико, заменившее нижнее белье, или на обнаженное тело, в античных сандалиях с завязками вокруг икр, в оголенных руках и глубоком вырезе на груди.

Всем своим обликом женщина должна была напоминать мраморную, скульптуру. Высокая линия талии определяла соотношение пропорции короткого лифа и длинной юбки: 1:6,5 в профиль и 1:7 со спины (благодаря небольшому шлейфу сзади). Силуэт женской фигуры вписывался в вытянутый прямоугольник со сторонами, примерно равными ширине плеч, талии, бедер и низа юбки.

Золотое платье: Платье состоит из двух, верхнее платье выполнено в виде открытого спенсора  с удлинённой  юбкой. Нижнее платье- из лифа с рюшами по горловине, пышными рукавами и многоярусной юбкой.

          В начале XIX века дамский туалет обогатился несколькими верхними вещами весьма своеобразного фасона; к числу таких вещей относится, между прочим, спенсер, вошедший в употребление в 1800 году, не выходивший из моды в течение тридцати лет и появлявшийся периодически даже впоследствии вплоть до нашего времени. Спенсер принимал самые разнообразные формы. Сначала он был открыт спереди, едва доходил до пояса с высоким стоячим воротником и длинными, узкими рукавами. Впоследствии он стал глухой короткой блузой, стянутой на талии при помощи узкого пояса или шнурка. Спенсер в виде жакета надевался главным образом для выхода на улицу, а спенсер, напоминавший собою блузу, употреблялся преимущественно в качестве вечернего платья.

         Спенсеры делались из сукна и бумажных материи, а также из атласа и бархата; зимой они нередко подбивались и отделывались мехом. Открытый спенсер в виде жакета обыкновенно делался на яркой шелковой подкладке. Распространенные в 1810 году канзу — это не что иное, как видоизмененный спенсер; канзу назывался короткий глухой жакет с длинными, узкими, покрывающими кисти рук рукавами и глубоким вырезом, окаймленным высоким гофрированным воротником. Такая же гофрированная полоса материи прокладывалась вдоль шва на плечах и вдоль нижнего края жакета, где он стягивался обыкновенно при помощи шнура.

Синее платье со шлейфом:  платье состоит из четырёх  частей .Верхняя часть: корсет и пелерина. Пелерина с шлейфом который начинается от верхнего выреза горловины. Две юбки нижняя гладкая из серебристой ткани  и верхняя стянутая на талии и расходящаяся к полу с множеством оборок.

         Среди англичанок были также очень распространены полукороткие, плотно прилегающие к телу пелерины, которые подбивались или только отделывались мехом и скреплялись у ворота длинным шнуром с кистями. На шею англичанки надевали распространенной в 30-х годах боа из меха, лебяжьего пуха или перьев. Необходимо заметить, что боа в то время надевалось преимущественно в дурную погоду и исключительно для выхода на улицу.  В женском костюме господствует платье с очень узкой стянутой жестким корсетом талией, непомерно широкими вверху и на линии локтя рукавами, низко спущенным плечом и расширенной юбкой длиной до щиколоток. Такие платья из светлого атласа, бархата обильно украшались лентами, кружевами, оборками. Дополняли их пышные головные уборы со страусовыми перьями, цветами, вуалью, ювелирными украшениями

Зелёное платье: верхняя часть платья -корсет с пышно  собранными рюшами, богато отделаны украшениями из камней, лент и бисера. Широкие рукава собранные в локте и обильно украшенны кружевами, лентами , бантами, бабочками. Юбка состоит из 2 частей и предполагает  наличие поддерживающего волосяного чехла-кринолина (от франц. crin — конский волос, lin — лен), который увеличивает юбку внизу до 2,5 — 3 м в диаметре.

          В женском костюме господствует платье с очень узкой стянутой жестким корсетом талией, непомерно широкими вверху и на линии локтя рукавами, низко спущенным плечом и расширенной юбкой длиной до щиколоток. Такие платья из светлого атласа, бархата обильно украшались лентами, кружевами, оборками. Дополняли их пышные головные уборы со страусовыми перьями, цветами, вуалью.Роскошные, богатые ткани, нагромождение отделки и украшений, быстрая смена моды, рассчитанной на броские эффекты, характеризует женский костюм буржуазной верхушки. Эклектизм — формальное механическое соединение различных художественных стилей, свойственный всему буржуазному искусству XIX в., характеризует и костюм. На протяжении всего периода встречается использование элементов античности, готики, барокко, рококо в фактуре, цвете, орнаментации тканей, в декоратив ном и конструктивном решении костюма, в отделке.

Платье с турнюром: Платье выполнено в стиле 50-60 годов 19 века. Не отрезное по талии, с зауженными рукавами. Отделанно, передником и турнюром.

         Костюм в стиле позитивизма был также чрезвычайно перегружен деталями, украшениями и часто изготовлялся из различных по цвету, рисунку и фактуре тканей. Модными считались высокие стройные фигуры, в связи с чем вошли в моду неотрезные по талии платья, плотно охватывающие тело до середины бедер; далее, от бедер, платье подбиралось назад и сзади, чуть ниже талии, драпировалось в турнюр. Чтобы драпировка турнюра имела большую прочность и больший объем, под юбку ниже талии подшивали накрахмаленный кусок ткани, подкладывали мягкие подушечки или крепкий небольшой металлический каркас. Корсеты шнуровались очень туго и стягивали всю фигуру до середины бедер.

 Синее бархатное платье:       Выполнено в стиле «модерн» конец 19 века.    Декольтированный бархатный лиф с почти нормальной талией заканчивается наверху на из такой же материи, как юбка, и с такой же отделкой. Пышные рукава —закрывают всего четверть руки; они служат продолжением лифа и потому сделаны тоже из бархата. Доходящие до рукавов кружевные перчатки отделаны по краям рюшью. Вырез лифа закрыт рубашечкой из тонкой материи; рубашечка эта заканчивается стоячим воротником. В дополнение к платью может служить причёска: разделенные пробором, завитые, высоко закрученные сзади в узел волосы покрыты чепцом в виде сетки, украшенным сбоку пучком свешивающихся наперед страусовых перьев. Короткая, отделанная лебяжьим пухом пелеринка заменяет собою sotrie de bal.

         В конце XIX века делается попытка создать в прикладном искусстве новый стиль, отвечающий требованиям эпохи. Этот новый стиль получил название модерн. В нем ощущалась какая-то неуверенность, проявлявшаяся в вялых, как бы плывущих очертаниях, обтекаемых формах, ассиметрии.Модными тканями были бархат, шелк, шерсть (часто клетчатая), тарлатан, кружева, газ. Цвета в костюме 70-х годов преобладали темные, но встречались платья и белого цвета. В 80-х годах в моду вошли светлые ткани нежных оттенков — голубые, зеленые, розовые.

         Силуэт платьев отражал общий характер линий, господствовавших в архитектуре. Женская фигура имела характерную постановку, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S. При этой модной постановке фигуры верхняя часть ее была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней.

Юбка получила колоколообразную форму благодаря покрою клеш (крой по косой нитке). Такая юбка обтягивала бедра и сильно расширялась книзу. Это достигалось при помощи нижней юбки, к подолу которой пришивались шуршащие оборки. Юбка бального платья имела шлейф. Рукава в конце века напоминали пышные буфы и «окорока» 30-х годов.

На выставке представлены дополнения к платьям: шляпы, сумочки, зонтики. Также шали и пелерины.

 Наиболее распространенными аксессуарами модной женской одежды второй половины XIX — начала XX вв. были перчатки и зонтики. Перчатки — светлые, цветные замшевые, шелковые или нитяные — изготовлялись разнообразной длины и фасонов. Летом носили перчатки кружевные, нередко без «пальцев» (так называемые митенки), зимой — трудно было обойтись без шерстяных

Антука (ел tout cas) – Солнечный зонтик – появился гораздо раньше, чем зонт от дождя. Он был заимствован с Востока культурными народами древнего времени, у которых он одновременно являлся символом общественного положения, и несли его слуги. В форме балдахина его стала использовать и церковь. Первый солнечный зонтик частного характера запечатлен на древней греческой вазе: он бросает тень на богатую гречанку. Римляне тоже использовали подобное приспособление против солнца и дождя. Античный зонтик от дождя имел форму плоского конуса, а ручка не всегда была посредине. После длительного перерыва солнечный зонтик снова появляется в Италии в XVI веке, сначала как большой складной зонт на несколько персон. Мария Медичи ввела моду на солнечный зонтик во Франции у французских зонтов была костяная ручка, и верх делался из вощеного полотна. Зонт от дождя более широко использовался только уже в XVIII веке. название солнечного зонтика около 1870 года, который также использовался и во время дождя.

Веер — приспособление для овевания и охлаждения лица. На Востоке он известен уже в глубокой древности. Здесь веера изготавливались из пальмовых и лотосовых листьев, а позднее из павлиньих и страусовых перьев. В Индии веер, как и солнечный зонт, был атрибутом королевского сана, в Японии – символом военной власти. Веера были известны и античным народам. В Европе стали обычным женским модным аксессуаром с конца XVI века. В это время в Европу с Востока приходят складные веера, используемые до нашего времени. Барокко вводит в моду разрисованные веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или павлиньми перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале; дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли в моду горожан. Как аксессуар бального туалета он удержались в Европе до сих пор, однако, не имеют такого значения, как на Востоке, где до сих появляются принадлежностью костюма для торжественных случаев.

         Маска. В XVI веке из Франции распространилась дамская мода на полумаски из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и ненастной погоды, но одновременно также служила для кокетства во время любовных приключений. Маску запрещалось носить в присутствии государя. Наибольшее распространение она получила в Англии и Голландии. С XIII века она становится уже только неотъемлемым атрибутом карнавалов

Носовой платок – как гигиеническое средство появляется гораздо позднее, чем как модный аксессуар. Уже в эпоху Ренессанса в Италии дамы начали носить элегантные кружевные платочки (см. фаццо-летто). Для практических целей платок начинает в значительной мере использоваться только в XIX веке. Моду на носовые платки в XVII веке подтверждают многочисленные указы, запрещающие использовать их в качестве предмета роскоши.

Перчатки — как украшение и защита рук были известны уже в древнее время. Были найдены в египетских пирамидах эпохи XXI династии. Первоначально перчатки делались в виде мешков, без отверстий для пальцев, только позднее возникло нечто вроде варежки. Однако, издревле известны и перчатки с пальцами: египтянки и римлянки защищали ими руки во время работы и еды. В средние века носили перчатки (Fausihandschuhe) без пальцев, наподобие современных рукавиц. Кожаные рукавицы на суконной подкладке, или рукавицы из железных колец были частью охотничьго или воинского снаряжения. Перчатки королей и высшего духовенства были богато украшены золотом, серебром и драгоценными камнями.

Пуговица — служит для скрепления и застегивания одежды, а также для ее украшения. Форма, величина, материал и место пуговиц на костюме в значительной степени подвержено изменениям моды. Пуговицы были известны уже в древнее время, но их значение, однако, возросло только в эпоху готики. Узкие части средневековой одежды нельзя было одеть и раздеть без застегивания. Предшественником пуговиц были шнурки. Как специальная деталь мужской одежды пуговицы распространились в эпоху рококо. Около 1860 года модна была внутренняя застежка, в особенности на верхней мужской одежде.

 пелериныплотно прилегающие к телу разные по длине накидки, выполненные из разных материалов и скреплённые на шее лентой.

Шаль – квадратная или прямоугольная полоска материи восточного происхожденя, которая служит для защиты от холода предплечий и шеи.

Врамках выставки:

Вашему вниманию предлагаем посетить выставку, где идёт рассказ о моде. «Высокая мода» -так называют европейскую моду, которая существовала в высшем обществе. Вы сможете погрузиться в эпоху Х1Х века аристократической культуры, где как калейдоскоп идёт смена стилей и направлений. Ведь именно там создавали одежду не считаясь с затратами, придумывали новые фасоны платьев из дорогих тканей, украшая их драгоценными камнями, ажурными кружевами и вышивкой. Иногда такое платье становилось настоящим произведением искусств и стоило целое состояние.

            Тематика выставки  предназначена широкому кругу зрителей. Мы ждём к себе в гости учащихся школ, родителей , жителей ближайших  домов, всех кто неравнодушен к истории и искусству. Для школьников старших классов- эта выставка может иметь значение, как информация о перспективах обучения по художественно-эстетическому профилю. Дизайнер одежды- востребованная профессия  в современном обществе. Выставленные работы возможно найдут отклики у посетителей и это послужит началом нового направления центра «Колибри»- клубной работы. Где могли бы объединится сторонники истории искусства  для развития  познавательных и творческих способностей. Закрытием выставки  послужит  занятие мастер- класса, где желающие смогут изготовить костюм эпохи и нарядить самодельную куклу в технике аппликации. Коллаж станет оригинальным настенным украшением, а если вырезать и приклеить свою фотографию на лицо куклы. Так вы представите себя в костюме английской королевы.

            Мы предлагаем вам посмотреть на платья как на собирательный образ эпохи, конечно платья выполнены из современных тканей и в качестве драгоценных украшений используется бисер, стразы, блёстки, и ручное кружево заменено капроновым, но поверти, платья не теряют своей привлекательности. На выставке представлены дополнения к платьям: шляпы, зонтики, перчатки, сумочки, веера а также шали и пелерины. Карнавальные маски представлены в своём разнообразии. Мы знаем их предназначения в качестве атрибута карнавала. Но если вернуться  к ХV1веку, из Франции распространилась дамская мода на полумаски из бархата или тафты, которые одевали преимущественно во время путешествий и прогулок. Маска предназначалась для защиты от пыли и ненастной погоды, но одновременно также служила для кокетства во время любовных приключений.

            Все экспонаты выставки выполнены в натуральную величину и неоднократно использованы в качестве карнавальных костюмов и исторических костюмов для новогодних балов, чему свидетельствует подборка фотографий. Автором работ является педагог «Колибри» Воронина Алла Адольфовна.

Выставка пройдет по адресу: Москва, Марьинский парк, дом 17/2 Досуговый Центр «КОЛИБРИ»

Подробности по тел. 978-32-02, 665-0017